На главную | Ссылки | Файлы | ЧаВо | Самое популярное | Поиск | Рекомендовать нас | Форумы поддержки
    
[ Авторизация | Регистрация ]
Навигация
· Новости сайта
· Темы сайта
· Мировые новости
· Библиотека охотника
· Экспедиции
· Фотогалерея
· Личные сообщения
· Обратная связь
· Управление аккаунтом

Таёжник - nago.ru
Разделы
· Все категории
· Золотые страницы
· Кантегир
· Охота
· Полезные советы
· Экспедиции
Библиотека

 Охота
 Экспедиции
 

Картинки из галереи

738416.jpg
738416.jpg

triksi.JPG
triksi.JPG

IMAG0035.jpg
IMAG0035.jpg

2476.jpg
2476.jpg


Сейчас на сайте
1 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Информация
Анекдоты


 

[13/03/2006]     Кантегир: Енисей и его притоки. Топонимический справочник.

Реки

Енисей и его притоки. Топонимический справочник.

Для удобства пользования справочником Енисей и и его притоки расположим по алфавиту и букву на которую падает ударение, выделим жирным шрифтом.

Список сокращений:

прав. - правый

лев. - левый

пр. - приток

Абакан, лев. пр. Енисея, по-хакасски Агбаи-Суг. Элемент аба восходит к древнему этнониму аба, абалар. Неверно, что назание “Абакан” от слов: аба - “медведь”, кан - “кровь”, т. е. “медвежья кровь”, или опкын - “волна, водоворот”, или “водный поток”. Элемент кан восходит также к более древнему термину кан - “река”. Следовательно, Абакан значит “река абинцев”, т. е. племени “аба”(см. Она).

Абаканский Проток, прав. пр. Енисея против Красноярска, - назван так еще в XVIII в. потому, что этот проток Енисея нажодлся на Южной, Абаканской, стороне реки от Красноярска. В тоже время на юге Красноярского края возник острог - Абаканский, когда и началось присоединение хакасского народа к России.

Абан, прав. пр. Усолки. Основа названия аба (н - рсское добавление), возможно, связано с этнонимом аба.

Ага, лев. пр. Кана. Имеется указание, что название это произошло от этнонима ага, агинцы - тюркоязычного (очевидно, отюреченного) племени, являвшегося каштымами енисейских кырыизов (История Сибири, 1968 г., том 1, страница 378).

Аглан, Аглакан, р. в бас. Нижней Тунгуски. От эвенкийского аглан - “луг”, “поляна”, “луговая пойма”, “редкий лес”, -кан - суффикс уменьшительной формы, Аглакан - “лужок с небольшим редким лесом”.

Агул, лев. пр. Кана. Название состоит из двух слов: ага - этноним (см. Ага), ул - по-кетски, точнее по-асански - “река”, ага-ул - “река агинцев”, которые проживали по р. Кан-Агул. Их северные соседи, асаны, могли крупную реку назвать по имени народа, прживавшего здесь.

Ангара, прав. пр. Енисея. Эвенкийские и бурятские слова: ангай, ангара, ангагар, ангархай - одинаково значит “рот”, “пасть”, “разинутый”, “открытый”, “раскрытый”, “зияющий”, а в переносном смысле - каньен, ресщелина, ущелье, промоина. И если иметь в виду, что Ангара в своем истоке, прорезая горы, стремительно течет по рфсщелине, ущелье, то она действительно напоминает “рот”, “открытую пасть”, жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала. Это связано с характером морфологии долины реки у ее устока, напоминающего расщелину, ущелье. Название Ангара упоминается в XIII в. в “Сокровенном сказании” монголов и в XIV в. у Рашида-ад-дина: “По слиянии этих рек образуется река Анкара мурэн. Река эта черезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, коорое называют усуту-мангут”. В начале XVII в. русские землепроходцы совершили плавание по Ангаре, называя ее тогда “Верхняя Тунгуска” - по имени тунгусов (эвенков). Это название к Ангаре относилось на участке от устья р. Илим и ниже до устья. Ррусские при встрече с приангарскими бурятами, что состоялась в районе ангарских порогов, усвоили новое другое название реки - Ангара, и оно распространялось влоследстви на всю реку, хотя она под этим именем была известна еще в XIII в.

Ангараба, пр. р. Кан. Самодийский ба - “вода”; река Ангара-ба значит “река Ангара”. Следовательно, самодийцы только добавили свой термин ба - “река” к известному названию “Ангара”.

Ангара, проток р. Енискя , близ с. Кривошейного новосибирского района, теперь под водами водохранилища. Считают, что “это несколько измененое название одного из племени ткбалар - “ингара” (ангара). Есть топонимы Анга, прав. пр. Чулыма. Анграджа, лев. пр. р. Элегест. Имеется указание, что среди кайбалов был род ынгра (ангра). Кроме того, существует легенда об Ангаре: ”Была у седого,властного Байкала красавица-дочь Ангара. От птиц, отдыхающих на ее берегах, она узнала про своего соседа - богатыря Енисея и всей душою потянулась к нему. Проведал о том суровый отец и закючил свою дочь в темницу до тех пор, пока не выдаст ее замуж за богатово Иркута. Но не лежало к нему сердце Ангары. Взломала она стены своей темницы и бросиась к желанному Енисею. Разгневался байкал на непокорную дочь, и, чтобы удержать ее, стал громоздить на еее пути скалы. Но все преграды переборола Ангара. Где прорвалась потоком, где просочилась тоненькой струйкой через скалы, и добралась до Енисея. С тех пор и текут они вместе в Карское море, а в местах, где Ангара пробивалась через завалы, образовались пороги...”. По другой версии, у Байкала были два ворона, которые охраняли Ангару.

Анжа, пр. Кана.искаденное от кетского Анзас: ан - “мать”, зас - “реа”.

Анзас, лев. пр. Ана (Она). Восходит к кетскому гидрониму (см. Анжа).

Арей, Большой и Малый, реки, пр. р Кача. По самонзванию отюреченного кетоязычного племени, родственного кетам, коттам - ар, ара, ары, множ число арынг, аренг, русское произношение “арины”, “аринцы”. Они жили преимущественно по р. Кача, в верховьях р. Кети, по рекам Уксату и Бузиму. Историк Г. Миллер в 30-х годах XVIII в. нашел на реке Бузим последнего аринца, говорящем на своем языке. В это время арины утратили уже свой язык и говорили на языке своих соседей - качинских тюрков. Затем они вместе с качинцамивошли в состав совремеееных хакасов, частичнообрусели, смешались с селькупами и другими народами. Однако надо напомнить,чтов тюркских и монгольских языках ар, ара так же задняя сторона, иногда - север или восток.

Артгол, лев. пр. Джебаш, бас. Хамсапы.Тув. арт - “перевал”, монг. гол - “долина”, “река”; в этом названии встречаем смешение топонимов тувинского и монгольского происхождения.

Ахтас, пр. Таштыпа. Хакасаское ах - “белый”, “сивый”, тас - “камень”, т. е. “белый камень”, чем характеризуется берега и местами дно реки, соженного из белого кристаллического известняка.

Бадархем, пр. Улуг-Хема. Тувинскоебадар - “спускаться” (вниз), хем - “река” значит “спускаться по реке” или “нихняя река”.

Барга, лев. пр. Кана. Название можно предположительно связать с этнонимом барга, баргты - монголоязычного племени, жившего в Прибайкалье.

Бахта, прав. пр. Енисея. Это распространенное название связывают с названием племен бохтин(цы), упоминаемого в русских исторических документах XVII в. в числе кетоязычных народов.

Бижа, пр. Енисея. Около устья этой греки, на горе Алакта имеются наскальные рисунки, письмена. Считают, что это передалось в названии реки: тув. бижик - “письменность”, хая бижи - “наскальная надпись”.

Бий-Хем, р., у тувинцев “большая река” и вместе с р. Каа-Хем - “малая река” сосиавляют начало р. Енисея, когорая в Туве называется Улуг-Хем - тоже значит “большая река”, от тув. улуг - “большой”. Слова бий, каа,хем на языке тувинцев и хакасов не имеют объяснения. Их этимология неизвестна.

Бирюса, лев. пр. Енисея. От слов бирюс и бирюсы - имени одной из группировок отюреченного охотничьего племени.

Булук, Большой и Малый, реки, притоки Ирбы, бассеина Тубы. Монгольское булаг - “родник”, “источник” (не минеральный) с питьевой водой.

Вельмо, лев. пр. Подкаменной Тунгуски. Предполагают, что это название восходит к языкам очень древних жителей Сибири - палеоазиатов: чукотское вээм - “река”. И этот гидроним принял форму “Вельмо” - к нему добавлен эвенк. суффикс прилагательного ма (мо). Однако это талько гипотеза.

Волочанка, пр. р. Таз и Турухан. Истоки этих рек подходят близко друг к другу. Когда0то они соединялись трудным волоком, определившим название двум небольшим речкам, текущим в противоположные стороны. В начале XVII в. русские шли из Мангазеи вверх по р. Таз - Волочанке - волоку - Волочанке - Турухану - выходили на Енисей, где и основали в 1604 г. Туруханское зимовье.

Голубая, прав. пр. Енисея, деревня в Шушенском районе. Река называлась Джесу по-монгольски джес, зес - “медь”, су - “вода”, “река” в смысле “голубая, т. е. медистая вода” (река), так как от окиси меди горные породы дна реки имели голубой цвет и сама вода - голубая. Здесь было открыто Майнское месторождение медной руды, разработку которой русские начали в 30-х годах XVIII в. В те годы появилось название “Голубая река”.

Джебаш, прав. пр. Абакана. Хакасское джабас, чабас - “спокойный”, “тихий”; Чабас-суг - “тихая река”.

Дубчес, лев. пр. Енисея, Каменный Дубчес (Теульчес) - приток Дубчеса, Чес (тес, сес) на енисейскокетском языке - “река”. Из 25 притоков р. Сым - 15 имеют названия с элементом чес, сес.

Енисей, р., впадает в Северный Ледовитый океан. Русские об реке Енисей знали в XVI в., уже 80 - 90х годах писали об р. “Ендези”, о плавании русских до Оби и Гилиси (Енисея). Вграмое царя Бориса, в 160 г., указывались “р. Енисей”, “Енисейский волок”. Вскоре русские были в низовьях Енисея на Турухане, близ устья Енисея. Название “Енисей” в форме Ендези, Ендези-ям русские могли перенять от ненцев, которые в свою очередь могли озаиствовать его в искаженной форме от селькупов или эвенков, лишь добавив к нему свой термин ям - “река”. У эвенков, проживающих по Енисею ниже от устья ангары, река называлась Еоанэси в значении “Большая река”. Народы, проживающие по Енисею вверх от устья ангары, называли реку: хакасы Хем-Суг - “большая река” (здесь суг - “река”), тувинцы Улуг-хем - “большая река” (улуг - “большая”). Слово же хем на их языках необъясняется. Оно восходит к гидронимии XIII - XIV векав, так, в “Сокровенном сказании (1240 г.) упоминается, что в системе Секиз-Мурен, т. е. “Восьмиречья”, главной рекой является “река Кем”, т. е. Енисей, который впадает в реку “Анкара-Мурэн”,т. е. в Ангару (см. Кемь). Из русских источников узнаем, что в 1610 г. дворянин Кондратий Курочкин поехал из Туруханска к устью Енисея и доказал, что Енисей впадает в Ледовитый океан. На первой русской карте в 1667г. нанесена “р. Енисе”, в XVIII в. стали произносить и писать “Енисей”. Считаем, что “Енисей” есть топогимический подарок эвенков: Еонэси - “большая река”.

Иямм, пр. Ангары, этимология неизвестна.

Каа-Хем - см. Бий-Хем.

Казыр или Боло, пр., составляющий р. Туба. Предположительно, Казыр, так же как Кизир, слагается из элементов ка+изир, где ка, га - самодийский термен - “река”, изыр, ызыр, ызир, изер - этноним одного из из древнетюркских племен, входивших в состав енисейских киргизов. Следовательно, Казыр, Кизир могли означать “реку изеров” (см. Кача). Из сказанного можно предположить: “Туба” является здесь наиболее древним названием от имени племен тубу, туба, дубо (см. Туба). Затем появились изеры (ызыры) и по их имени стала называться река. У хакасов Хазыр-Суг знчит “буная река”, что следует учитывать при поисках истинной этимологии.

Казырсуг, прав. пр Енисея - см. Казыр. Существовал на этой реке Казыр-Суксский (или Саянский) острожок (пикет).

Камчаты, пр. Абакана. У русских старожилов Иркутской области есть термин камчатка, означающий живописные, красивые, скалистые уголки природы (у В. Даля: камчатка, камчатный, камчатник обозначают красивую, узорную ткань из льна). Происхождение топонима не совсем ясно. “Камчатка” - отдаленное место, задние парты в классе.

Кан, пр. приток Енисея. Кетское Канг, самодийское Хан. В тунгусо - маньчжурских языках кан - “река”. Кроме того, у эвенков - уменьшительный суффикс со значением “малая река”, “приток”, “проток”. В литературе имеется указание, что “название реки уводит в далекое прошлое: по преданию, в XIII в. с востока двигалась татарская орда, которая на Кане встретилась с кочевавшеми здесь бурятскими племенами. Последние объединились и завязали сражение с татарами. Оно было настолько кровопролитныи, что вода в реке окрасилась в розовый цвет. Отсюда от татарского слова кан - ”кровь”, видимо, и произошло название реки” (В. Г. Пальман), 1965). В этом придание имеется только доля правды в том, то здесь могли обитать бурятские племена. Связь со словом “кровь” - только народная этимология.

Кангус или Малый Кан, р., пр. Кана. К кетскому Канг добавлено монголо-булятское ус, уса - “вода”, “река”. Это - один из примеров языковой адаптации названия: Кан - Канг - Канус - Малый Кан.

Кандат, пр. Амыла (Туба), Кандат, р., пр р. Четь, хакасское Кандат-юл. Кан - “река” (см. Кан), дат - от пумпокольской группы кетов тет - “река”; значит “река Река+Река”.

Кандырла

Кантегир, лев. пр. Енисея, Кантегирский хребет в Зап Саяне (по-другому Сойотский) в записях XVIII в. и позже в XIX в. хребет назывался Хан-Тагир, или Хан-Тигит. Хакасское Хантагир - “небо”, “небесный”, в смысле “высочайший”,”властелин неба”. В истоках реки Кантегира действительно находятся самые высокие ершины в горах Зап. Саяна (до 2800, 3000 м). Считают, что происхождение этого азвания связано с эвенкийским родом кантегир, зарегистрированном в XVII в. в Охотске. Это недоказано и трудно допустить такую связь.

Кас, лев. приток Енисея.Русское “Кас” из кетского Касес, где сес - “река”, “река Ка”, а ка по селькупски тоже “река” и в результате получилось “река+река+река”. Такое наращивание геогрфического названи свидетельствует о последовательной смене языка жителей на данной территории: селькупского - кетского - русского.

Катанга, (см. Чулакан), пр. Енисея, этимология неизвестна.

Катун, лев. приток Казыра. по имени кетоязычного племени котты-коту, множ. число котуан, которе при своем движении вверх по Кану могли достигнуть бассеина Казыра. Но сравнительно с р. Катунь на Алтае, энтимологию имени которой связывают с тюркским катын - “госпожа”, женщина или с утерянным значением - “река”.

Кача, пр. Енисея близ Красноярска, Качинская стерь в Хакасии. Река и енисейских киргизов нзывалась Ызыр-су, т. е. река ызыров, или езеров - одного из тюркоязычных племен, образовавших Езерский или Исарский улус, кочевья которого на север распространялись до реки Кача. Гидроним Ызыр-су наряду с назваием “Кача” связывают с тюркским словом “кача, каша” - “кочевье”, “местожительство кочевых народов”. Это маловероятное толкование. В действительности, это название самодийского происхождения: от названия одного многочисленного рода самодийцев - каш или кашха (хаас). Это тем более вероятно, что в этих местах в прошлом жили самодийские племена. Врезультате ссмешения их с тюркоязычными племенами енисейских киргизов и с тюрками, которые пришли под красноярск из Тобола и Иртыша осле освобождения их из-под ига Кучума, консолидировалась тюркоязычная народность “качинцы”. ..т аким образом, качинцы XVII в. у Красноярска являлись отюреченными в глубокой древности (эще в 1 тыс. нашей эры) самодийцами, сохранившими до наших дней свое самоназвание каш, а по-хакасски хаас, хааслар - качинцы, составляющие один из основных этнических компонентов современного хакасского народа. В 1720 г. часть качинцев из-под Красноярска перекочевали вверх по Енисею с Минусинскую котловину. территория, занятая ими здесь, стала называться Качинской степью в левобережой части р. Абакан и Енисея.

Кебеж, пр. р. Оя, казацкий пикет, существовавший на реке Кебеж в 1770-х годах, назывался Кебеш или Ой-Кебеш. Самодийское название в русской языковой адаптации: ке-би - “река” и русское добавление ш-ж.

Кемь, Кем, лев. пр. Енисея, широко распространенный элемент в топонимии среднего и верхнего Енисея, этимология которого не ясна. Современные тувинцы это слово употребляют в значении “река”, но оно не тувинское, вообще не тюркское слово, а более древнее, сохранившееся только в топонимии. В исторических источниках это слово, как назвние Еисея, известно с VIII в., со времен уйгуров: “сразился я у реки Кем”, а в XIII в. указывается, что “река Кем впадает в Анкара-Мурен”. Древнейшее назваие Енисея “Кем, Хем” имело смысл “большая река” и в этом значении оно бло употреблно не только у тувинцев, енисейских киргизов, хакасов, но и у тунгусов, самодийцев, проживавших в нижнем течении р. Енисея. Есть указание, что тунгусы Енисея называли “Кем-ма” в значении “большая река”, некотоые ученые считают, что термин кем угро-финский этноним - имя племени, проживавшего некогда по вехнему Енисею по его притоку р. Кемчиг (Хемчиг), затем пореддвинувшегося вниз по Енисею - по рекам Кемчуг и Кемь. Ведь название Кемчиг, Кемчут соответствует южносамодийскому “Кеичага”, где чага - “река”, а Кемчага- “река племени Кем”. Допустимо предположение, что это племя передвинулось на запад и расселилось в виде народа кем-ком, коми. Далее, на западе нашей страны, на территории прошлого и современного расселения финно-угорскх народов масса топономов от слова кем, кемь: р. Кемь, приток Белого морря, р. Кема на Валдае, р. Кема, пр. озера Белого, реке Джуты-Кем, Кара-Кем на Алтае. А. П. Дульзон в пределах терртории Тувы и прилегающе части Алтая насчитал около 90 гидронимов с кмпонентом кем, образующих здесь плотный ареал. Э. М. Мурзаев (1974 г.) в своей работе обосновал тезис об индоевропейской принодлежности тувинского кем, хем - “река”, возведя этот элемент к древнеиндийскому кам (кем) - “вода”. Тоже самое у О. Т. Молчанова (1979 г.)

Кеть, пр. Енисея, этимология неизвестна.

Кизир, пр. Тубы, см. Казыр. В источниках Кизира есть пр. Туба сам Кизир впадает в Тубу. Получается система Туба - Кизир - Туба. По-видимому, когда-то вся река называлась Туба (см.), а названия Казыр и Кизир - позднейшее наслоение.

Кия, прав. пр. Енисея. Это название состоит из основы ки и усского добавления я. Объясняют из селькупского кы - “река”. Может быть, это этноним: по Енисею проживает сагайский род ки, кий (кый, хый).

Кова, лев. приок Ангары. От этнонима коба, кобу (кобуй) - кобинский род бирюсов, проживавших раньше на востоке от Енисея. Позднее коба (кобуй) составлял род сагайцев, теперь хакасов.

Кокса, лев. пр. Енисея. Искаженное написание хакасского названия Кок-Суг - “голубая река”.

Копь, прав. приток Амыла, бас. Тубы. Хакасское коп - “много”, ”множество”.

Кочечум, самый крупный приток р. Нижей Тунгуски. от эвенкийского кочо - “излучина реки”, “извилистое русло”. Дейсвительно, река недалеко от устья образует очень большую (почти 50-километровую) излучину с многочисленными береговыми косами - по-эвенкийски “чуми”.

Куйтен-Булак, лев. пр. Енисея, ниже р. Абакан. Монгольское куйтэн - “холожный”, булаг - “родник”, “холодный родник”.

Курейка, пр. Енисея, этимология неизвестна.

Летняя, лев. приток Нижней Тунгуски. Редкое в этом районе русское название реки возникло еще в XVII в. Оно значиться на карте С. Ремизова 1701г. - “р. Летняя”. В прошлом летними назывались реи, текущие с юга на север.

Лугьяновка, прав. пр. Енисея. В низовьях рек Лугавки и Никчи в расширениях долины имеются пойменные луга, с чем связано название.

Люма, пр. Енисея, этимология неизвестна.

Мана, прав. пр. Енисея. Этимология неизвестна.

Маньзя, прежнее название Усолки, пр. р. Тасеева. Монгольское манж - “бобр”. Объянение из китайского манза - “бродяга”, “изгнанник” - неверно.

Минуса , прав. пр Енисея. Хакасское Мин-Суг - “река Мин”, 1-я Минусинка, 2-я Минусинка, притоки реки Минуса в пределах города Минусинска. Народная этимология производит от монгольского мини-су или мини-ус - “моя вода”, “моя река” - название, возникшее якобы на почве спора о принадлежности в личную собственность данной местности, реки. Возможно, от тюркского мин - “тысяча” в смысле “много, обильно”, су, суг - “вода, река”. Минсуг, минсу, т. е. “много воды”. Это тем более вероятно, что имеется аналогичные по мыслу тюркоязычные названия. Но старые хакасы объясняют: Минусуг - “теплая вода”.

Надобец, пр. Ангары, этимология неизвестна.

Ней, пр. Ангары, этимология неизвестна.

Нума, пр. Енисея, этимология неизвестна.

Овсянка, пр. пр. Енисея. Одна из ранних земледельческих деревень, возникшей вокруг Красноярского острога в XVII в. На карте с. Ремезова (1701 г.) значатся “деревня Овсенка”, очевидно, по имни основателя деревни; позже искажено в Овсянка. Речка получило название от деревни.

Ой (или Оя), прав. пр. Енисея. Из тувинского ой - “низина”, “впадина”. Рекав нижнем течении на значительном расстоянии течет по низменной местности.

Ока, пр. Ангары, этимология неизвестна

Она (или Он, Ана, Он-суг), прав. пр. Абакана. Считают, что хакасское Он-суг получилось от Он-сес, что на языкеинбатских кетов означает “малая река”: он, Она кетоязычный гидронми в смысле “малая река”.

Осиновая, часто повторяющееся название мелких притоков Енисея возле Осинового порога. Гидроним от Осинового порога, так названного еще в XVII в. по обилию осиновых лесов около него.

Подкаменная Тунгуска (см. Тунгус), прав. приток Енисея. В 1626 г. на Енисее выше Осиновского порога, т. е. “Камня” возникло “Закамское зимовье (“за камнем”, “за порогом”, считая от Туруханска) для сбора ясака, затем оно было перенесено ниже порога, “под камень” и стало называться подкаменное зимовье или Шайхинское. Прилагтельное “Подкаменное” от зимовье перешло к реке - Подкаменная Тунгуска, так как она впадает в Енисей ниже порога, т. е. “под камень”

Пойма, лев. пр. Бирюсы. Название не от русского слова “пойма”, а слагается из элементов: по и им - гидроним древнеугроязычого происхождения.

Рыбная, прав. пр. Ангары. Река названа за обилие рыб в Ангаре и ее притоке - Рыбной.

Сай, Сайлыг, пр. Элегеста. Общетюркский термин сай - “сухое русло с ручейком”, “мель”, “галечник”

Сайгачи, пр. Уйбата. Из тюркского сайга - один из видов антилопы, который в прошлом, по-видимому,обитал в степях Хакасии, чего в настоящее время нет.

Салба, название ряда рек в бас. Тубы,Кебежа, Убея и др. Здесь ба - общесамодийское “река”; значение первого компонента сал - самоназвания рда сагайцев, ареал которого охватывал бассейны названных рек.

Северная, прав. пр. Нижней Тунгуски. Названия, известные еще в начале XVII в., как расположенные севернее от Туруханского града, который был тогда центром движения русских. По р. Северной проходил один из речных петей в промыловые районы севера и северо-востока.

Сисим, прав. пр. Енисея, этимология неизвестна.

Сыда, прав. пр. Енисея, этимология неизвестна

Сым, лев. приток Енисея; Оксым, приток Сыма, кетское произношение Шым. Считают, что кетские слова том, тым, сым означают “темная вода”, “реки с темной водой”.

Тарат, прав. пр. Аскиза, бас. Абакана, из хакасского тар - “узкий”, “тесный”, т. е. реки с узкой долиной.

Тасеева, пр. Ангары. Названа именем предводителя ангарских тунгусов в XVII в. князя-эвенка Тасея, который возглавил движение движение Эвенков против русских, проникших в пределах их кочевий. Впоследствии он был призван быть “под высокой царской рукой”.

Таштып, лев. приток Абакана. Из хакасского таш - “камень”, туп - “низ”, “дно”, т. е. река с“каменистым дном”. Действительно, дно реки, особенно по левой стороне, у села Таштып и вверх, устлано каменистым скалистым покровом, а берег скалистый.

Теректыр-Хем, пр. Улуг-Хема. Тувинское терек - “тополь”, тиг - суффикс прилагательного, хем - “река”; “Тополевая река”. На этом участке Улуг-Хеме (Большой Енисей) на островах, по долинам Енисея и его притоках часты пойменные леса из тополя.

Теренсуг, р. бас. Абакана. Из хакасского терен, тирен - “глубина”, “глубокий”, сут - “река”; ”Глубокая река”. Гидроним повторяется несколько раз и в Тубе.

Тес (Тесь), лев. пр. Енисея; Сухая Тесь, р., прав. пр. р. Ерба, - предполагают, что элемент тес (тесь, тис, тез, теш, тас) в енисейско-кетских названиях употребляется в значении “вода”, “река”.

Тея, пр. Абакана. Хакасское произношение тибе - “верблюд”, тибе (нин) - “верблюжий” - свидетельствует о прошлом обитании здесь верблюдов. Ненадежная этимология.

Тинсуг, р. бас. Туба. Хакасское тиин - “белка”, суг - “река”, значит “беличья река”. Но возможно, название связано с переселением сюда из бассеина р. Поймы тиинов - “бельчатников”.

Туба, прав. пр. Енисея. В источниках XXII - XVIII веков эта река называлась Упса (или Убса - так называли, по свидетельству П. С. Палласа, татары), затем укоренилось название от этнонима туба (дуба, дубо); отсюда тува, известноес древнейших времен: в VII - IX веках в форме дубо, в “Сокровенном сказании монголов” (1207 г.) тубасы - это этническое название относилось к населению Саянских гор и позднее, а с XIX в. стало общим самоназванием всех тувинцев (туба, тува). Туба первоначально самодийскоязычные горно-таежные охотничьи племена, постепенно, под влиянием уйгуров и киргизов, усвоивших тюркскии язык. Племена туба жили по р. Туба на всем ее протяжении: один из главных притоков Кизира в верховьях назвается р. Туба в устье Кизир Туба, т. е. получается система: Туба - Кизир - Туба (см. Кзир), очевидно, селькупское Кизир - явление позднее. Некоторые считают, что племя дубе проживало севернее древних тюрков.

Тунгус пр. Усы (Енисей), Тунгуска Нижняя, Средняя (Пдкаменная), Верхняя (Ангара). Этноним тунгус известен русским с XVI в., широко распростанен в XVII в. В то время ”тунгусами” руукие собирательно называли предков современных эвенков, эвенов и др., говорящих на тунгусо-маньчжурскиз языках. Наименование “тунгус” (как прозвище) русские усвоили от западных соседей эвенков - енисейских кетов, которые различали “людей трех родов”: оленьих, конных и собачьих (по животным, каторыми пользовались длятранспорта). Считалют, что ханты называли эвенков тунгус - “дальний житель”. Неверно объяснение, что тунгус от тюркского денгиз - “море”.

Турухан, лев. пр. Енисея. Названа по имени гсуществовавщего тогда села Турухана, которое в 1662 году стало городом. Считают, что название “Турухан” произошло от имени “кочевавшего вблизи тунгусского хана Туру”, т. е. Турухан - “царь Туру”. Однако на севере Красноярского края есть много географических названий от основы туру: реки Туру, Турухан, Туруга, Туромокан и др. Допустить, что все эти названия связаны с именем хана Туру, нельзя. Здесь, очевидно имеем дело с невыясненными самодийскоязычными гидронимами: селькупское ту, тур, то, тор - “озеро”, камасинское ту - “река”, нгасанское турку - “озеро”.

Уйбат, лев. пр. Абакана. Здесь уй и ой очень распространенный тюркский народный термин в значении низина, долина, впадина, котловина. Ба, бу, бы - общесамодийское “река”; т - русское добавление.

Улуг-Хем, р. Енисей от места слияния Бий-Хем и Каа-Хем до устья р. Хемчик. “Большая река”: тув. улуг - “большой”, хем - “река” (см. “Кемь”).

Уря, лев. пр. Кана. Есть предположение: из эвенкийского урэ - “горная тайга”, которая действительно начинается здесь с верховьев этой реки.

Ус, прав. пр. Енисея. Монгольское ус, усу, усун - “вода”, “река”. Название это, как и другие монголоязычные, соханились со времен нашествия в XIII в. Чингизхана и Чингисидов в пределы Минусинского края. В 1886 г. был образован “Усинский пограничный круг”, и этого времени Усинский край официально был включен в русские владения. Но заселение края началось раньше, с начала XVIII в. Здесь, за Саянами, в глубине Саянских гор, поселились старообрядцы, которые затем стали “идти в мир”.

Усолка (быв. название Маньзя, см. или Манзовка), лев. пр. р. Тасеева, т. е. река “у соли”; по долине реки находятся солене ключи, из рассолов которых, начиная с 40-х годов XVII в. варили соль.

Уяр, лев. пр. р. Рыбной. Первоначально здесь возникло небольшое селение “у яра” - небольшого крутого обрыва из песчано-известняковых пород желтоватого и светло-серого цвета на берегу реки, которая стала называться Уярка. Селение “У яра” превретилось в конце XVIII в. в крупное притрактовое село Уярское с церковным приходом, с почтовой станцией. С1944г. город Уяр.

Хамсара, лев. пр. р. Большой Енисей (Бий-Хем) - это крупнейшая река Тоджинской котловины упоминается с древних вемен под названием Хоянсара, Консара, а в русских пограничных трактатах река получило местное истинное название: Хамсара, Хамсыра, что на языке местных жителей означает “шаманская жердь”. Вназвании отразился ритуал из шаманского обряда тоджинцев - шаманистов в далеком прошлом, что очень часто встречается в топонимии народов Восточной Сибири.

Хантайка, прав. пр. Енисея. Этимология не совсем ясна. Название, по-видимому, связано с этнонимом: Кэнта, хэнта, ханта, хантинский род, отмеченный в составе инбатских кетов. К местному названию прибавлено русскаое окончание -ка, обычный топонимический суффикс.

Хемчик, лев. пр. Енисея. По-тувински хем, кем, кемь - “река” (см. Кемь).

Чаган-Махал, пр. Абакана. Эта река составляет один из основных участков древнейшего исторического пути (водного и сухопутного), по которому осуществлялось собщение между Минусинской и Тувинской котловинами через перевал Сабин-Дабан. Она, по-видимому, упоминается в источниках XIV в. в числе рек Восьмиречья в форме Чаган-Мурен. “Чаган” - искаженное монгольское слово цаган - “белый”, мурен - “река”. Другое написание Чеган - Мохе или Чеган-Махан, в переводе “чистые бороды”. По этой древней горной дороге, через перевал Сабин-Дабан, также и через перевал Сур-Дабан, пролегали пути передвижения древних народо, двигались татаро-монгольские орды в XIII в. из Тувинской котловины в Минусинскую. По ней же в 1615 г. проезжали русские полы В. Тюмец и И. Петров к Алтын-Хану, в Туву.

Чадан, прав. пр. р. Хемчик. Названа от тувинского чадан - “низкорослые, кустаргиковые заросли”, чем дейтвительно характеризуется открытая местность.

Чулакан, пр. Енисея, этимология неизвестна.

Чуна, пр. р Тасеева (бас. Ангары). Так называется р. Уда в своем нижнем теении (начиная от устья Чукша). Этимология названия “Чуна” не ясна. Из исторических источников известно, что по реке Чуна еще в XVII в. жили корчуны (бурятское хоршон). Этническая принадлежность Кочунов не известна, они жили рядом с бурятским родом ашабагат и в 16747 г. состовляли два улуса, около 300 душ. Также известно, что на реке Уде, близ Удинска, находился Корчунов улус - по имени сойотского князька Корчуна. На высоком берегу Чуны, на яру расположено село Чунояр.

Элегест, лев. пр. Енисея. Монгольское элисэн - “песок”, в тувинском заимствовании элизин - “песок”. Действительно, по долине этой реки встречаются массивы развевающихся песков; близ села так же открытые пески и сосновый левна песчаной почве.

Список литературы:

  1. М. Н. Мельхеев. Географические названия Приенисейской Сибири (Иркутск, 1986 г.);
  2. Советский Энциклопедический словарь (СЭС, 1985 г.).
  3. История Сибири, 1968 г., том 1, страница 378

 

Работу выполнила Горяга Ю. А.

Команда "Лицеисты" (50)

 
Связанные ссылки
· Таёжник
· Больше про Реки
· Новость от grabber


Самая читаемая статья: Реки:
Енисей и его притоки. Топонимический справочник.

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.12
Ответов: 16


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу

Реки Экспедиции: Сплав по Котую. Идём на Котуй
Кантегир: Кантегир - властелин гор
Кантегир: Владимир БАЛАШОВ: ''ЧЕТВЕРТАЯ КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ''
Связанные темы

Экспедиции

Разработка сайта:  КЕДРАЧИ - Родовые поселения     ТАЁЖНИК    У КОСТРА    СЛОВО       ВОЛЯ! Спасём себя -Спасём Россию!  
Таможенное оформление. Мультимодальные перевозки. | Ресторан Анука - свадьбы, банкеты. |